5 июля 2006, 16:15 Собирая буквы в слоги, а слоги в слова, которые в свою очередь обречены стать предложениями, я вспоминаю факт своего знакомства с мр-м Харпером. Когда Бэн впервые появился в плей-листе моего плеера, я, честно говоря, не обратил на него особого внимания. В те славные времена программа Audiogalaxy ночами качала для вашего покорного слуги мегабайты музыки, и среди них попадались образцы куда интересней, чем традиционный американский фолк, какого-то Бэна Харпера. Ben Harper. «Both Sides of the Gun» Как это и бывает в изобилующей случайностями жизни, подаренный кем-то из друзей альбом «Spirit of the Century» королей госпела Blind Boys of Alabama содержал нечто потрясающее – протяжную балладу «Give a man a Home». Четыре золотых голоса Америки тянули: Have you ever lost your way Have you ever feared another day Have you ever misplaced your mind Watching this world leave you behind Ее автором и значился Бэн. Всего несколько минут занял поиск по Сети, и вот вся его жизнь предстала передо мной. Мы быстро подружились, и пара музыкальных магазинов были счастливы заработать на мне порядка 100 долларов. В России Харпер оказался никому не нужным и не интересным широкой публике. Я, кажется, записал его всем своим друзьям, а приятелей просто заставлял прослушать хотя бы одну его песню в качестве платы за посещение моей квартиры. Пять лет спустя, включая телевизор или радио в Брюсселе, я буду натыкаться на его песни как раз с «Both Sides of the Gun» и удивляться, что никто еще не догадался привезти такого артиста в Россию с концертами. В столице Европы я и куплю новый альбом своего друга. Он будет стоять на лучшем месте в главном музыкальном магазине города. «Both Sides of the Gun» не похож на «The Will to Live» и «Burn to Shine», где Харпер мучительно искал применение своим талантам – он играл все, от джаза до фолка, пытаясь свой слабый голос встроить в гениальные аранжировки так, чтобы слушатель дотянул до конца песни и не нажал, не дай бог, «стоп». К альбому «Diamonds on the Inside» он, кажется, обрел уверенность в себе и уже не был просто очень талантливым музыкантом. Именно тогда Харпер создал стиль. Он мог заставить вас разрыдаться, а мог отправить на танцпол, мог заставить вас снова полюбить хард-рок, а мог переселить на Ямайку. Он даже мог убедить вас в существовании Бога. Что блестяще и сделал, выпустив совместно со своими старыми (в прямом и переносном смысле) друзьями Blind Boys of Alabama пластинку «There Will Be Light». «Both Sides of the Gun», конечно, пластинка по-своему хорошая. Целых два диска качественной музыки как-никак. Правда, что-то предостерегает меня от восхвалений этого альбома. Да, тут старина Бэн явно обыгрывает с разгромным счетом 99% современных групп, но… Но что-то не дает мне права считать этот альбом лучшим в его дискографии. Нет чего-то в этой пластинке. Будь она сборником, тогда бы я возрадовался, но в данном случае Бэн снова с шашкой наголо бежит на публику, доказывая, что он лучший. И первая – представляющая собой медленные грустные песни – часть и вторая, посвященная черной в лучшем смысле музыке, проигрывают всем прошлым альбомам в одном – в отсутствии связующей идеи. Идеи, пронизывающей альбом от песни к песни. Пусть «Better Way» – главный хит, но он лишь эхо жестких вещиц с «Burn To Shine». Пусть Харпер и дальше раскланивается перед Джеймсом Брауном и The Rolling Stones. Пусть! Грустно другое – некого поставить с ним рядом и сказать: «Бэн, смотри на того парня и учись!» Бэн оказался совершенно один на вершине, в своем углу, и некому поздравить его с победой. The Dresden Dolls. «Yes, Virginia»… Если группа активно использует фортепиано, и к тому же на вокале там девушка, то следует ожидать в лучшем случае очередной инкарнации Лиз Фейер. И дело тут вовсе не в моей любви к Лиз, а в том, что все группы с девушкой на вокале, пытающиеся выглядеть оригинально и работать около панк-рока, вольно или не вольно вышли из шинели Exile in Guyvile. Dresden Dolls при всем их обаянии и первых нотах «Sex Charges» не исключение. Мы слышим тот же низкий голос и наслаждаемся злобными песенками. Есть всего одно исключение: куколки из Дрездена больше любят фортепиано, меллотрон и орган, чем гитару и бас. В остальном мы имеем сцену ту же, да и лица те же. Кто-то считает, что перед нами возрождение немецкого кабаре времен Веймарской Республики, но в The Dresden Dolls куда больше панк-рока, чем кабаре. Перед нами этакая «Весна 1973 года для Гитлера», когда если и есть кабаре, то в глубине души, а на поверхности настоящий панк-рок, только вместо перегруженной гитары сошедшее с ума пианино.
|